Самые крупные кораблекрушения в истории

Человечество «ходит под парусом» уже очень давно, поэтому случаев кораблекрушения на протяжении всей истории великое множество. Статья расскажет о нескольких из них, самых трагичных и наиболее масштабных по количеству погибших.

Самые крупные кораблекрушения в истории

Форт Стайкин

Этот огромный пароход с единственным винтом в длину достигал размеров более 130 метров, а в ширину – почти 20. На своем борту перевозил целый скал боеприпасов: бомбы, детонаторы, торпеды, взрывчатку и многое другое, общим весом более тысячи тонн.

Около 40 000 бревен, десятки бочек с маслом, 1200 кг, 300 с лишним килограмм серы, 1200 тонн хлопка, несколько ящиков с крайне огнеопасным лаком для самолетов, более 120 слитков золота. Все это превращало корабль в одну сплошную потенциальную бомбу: серьезная взрывоопасность и несколько тысяч тонн великолепно горящих материалов. Подобная комплектация противоречила всем допустимым техникам безопасности. Но в те трудные военные времена суда грузились до отказа.

Самые крупные кораблекрушения в истории

В середине апреля 1944 года корабль встал в одном из индийских портов города Бомбей для разгрузки.

Согласно правилам, в первую очередь требовалось вынести взрывчатку и хлопок, но команда грузчиков была слишком занята. По какой-то причине хлопок стал намокать. А необработанное сырье при увлажнении выделяет водорода, вследствие чего повышается температура.

Дымок, поднимающийся над кораблем, заметили матросы с соседних судов и оповестили пожарную охрану. Но командир посчитал, что, раз экипаж не бьет тревогу, значит, у них все под контролем.

Спустя несколько минут пожар уже достиг таких размеров, что не увидеть его было сложно. Матросы пытались самостоятельно справиться с возгоранием. Командир пожарной части дал указания диспетчеру оповестить всех о чрезвычайном положении. Но тот перепутал и послал сигнал об обычном пожаре, тогда как ситуация попадала под классификацию «большая опасность взрыва». В результате серии этих ошибок прибыло недостаточное количество пожарных машин.

В тот день словно бы все было против людей: никак не удавалось найти очаг возгорания, потом вышли из строя сразу две газорезательные установки, необходимые, чтобы добраться до пылающего хлопка. Не было и специального крана, который помог бы разобрать часть груза, мешавшего тушению. Вокруг собралось много любопытных, которых никто не оповестил об опасности.

Спустя 4 часа прогремел первый взрыв. Волна энергии была такой силы, что пришвартованный рядом корабль размером лишь слегка уступающий Форту, подбросило в воздух и опустило на крышу соседнего 17 метрового здания.

Через несколько минут прогремел повторный взрыв. Ветер разносил пылающий хлопок по округе. Сгорело все в радиусе почти 1 километра: корабли, груженные тоннами вещей, складские здания, жилые дома.

Огромная стена огня двинулась на город. Полностью потушить пламя удалось лишь спустя 2 недели! По официальным данным погибло 1376 человек, почти 3000 были ранены. Нет точной информации о потери грузов с суден, известно лишь, что это были тысячи тонн оружия, военной техники, провизии, продуктов и многое другое.

Полкилометра жилого квартала Бомбея сровняло с землей, полностью разорились 5000 коммерческих фирм и 50 000 людей остались без работы. Более года ушло на то, чтобы оправиться от потерь и восстановить разрушенное.

Донья Пас

Паром являлся пассажирским, его длина достигала 92 метров, а ширина – 13.5. Разрешенное количество перевозимых людей – 1518. Филиппинский лайнер курсировал между островами государства. 20 декабря 1987 года ближе к ночи судно столкнулось с танкером, переполненным топливом и прочими нефтепродуктами. От удара произошло возгорание. Пылало все вокруг: оба корабля и воды пролива, куда расплескалось горючее.

Так же прочтите:  Самые известные случаи преследования науки и ученых

Самые крупные кораблекрушения в истории

Причиной трагедии стала жутчайшая халатность членов экипажа. В момент столкновения на капитанском мостике Доньи Пас был всего один матрос, остальная команда в каютах смотрела телевизор. За курсом никто не следил, впрочем, приборов на пароме не было вообще. А танкер попросту не имел разрешение на выход в море, управлял им человек без лицензии и опыта.

Когда начался пожар, команда Доньи Пасы не предпринимала никаких попыток взять ситуацию под контроль. Бушевала паника. Спасательные жилеты, как выяснилось позже, были заперты в кладовой на ключ, поэтому людям приходилось прыгать прямо в горящую воду. Положение усугубляло еще и то, что пролив кишел акулами, которые устроили настоящую бойню.

Филиппинцы, пользовавшиеся услугами парома, утверждали, что судно всегда пребывало переполненным: компания продавала билеты по заниженной стоимости тем, кто был согласен спать на полу в коридорах. Количество пассажиров четко регламентировано, но выжившие клялись, что на борту находилось от 3000 до 4000 человек. А это в два-три раза превышает допустимое. Из воды удалось спасти всего 26, двое из которых являлись матросами танкера.

Никого из команды Доньи Пас не нашли. В течение нескольких следующих недель местные власти собирали с берега выброшенные трупы тысячи людей, все обглоданы акулами. После длительных судебных разбирательств и медэкспертиз удалось установить количество погибших: их было 4375. Такие небывалые жертвы сделали эту катастрофу самой масштабной за все мирное время.

Вильгельм Густлофф

Немецкий пассажирский лайнер. Длина – 203 метра, ширина – 23, допустимое количество людей – почти 1500 + 417 членов экипажа. При первом спуске судна на воду присутствовал лично Адольф Гитлер. В довоенное время корабль использовали как плавучий дом отдыха и санаторий. Когда наступил тяжелый период, его преобразовали в госпиталь и солдатскую казарму.

Самые крупные кораблекрушения в истории

30 января 1945 года советским командиром подводной лодки Маринеско был отдал приказ на выпуск торпед. Догнать лайнер с подобными техническими характеристиками для подлодки невозможно, но Вильгельм Густлофф был переполнен пассажирами, а также недавно подвергся бомбардировке, поэтому двигался очень медленно.

Так же прочтите:  5 научных мифов, которые не умирают

Три торпеды взрезали в лайнер и взорвались. Часть судна была затоплена сразу, вместе со многими пассажирами, кто-то сгорел в пожаре, другие в панике кинулись на верхнюю палубу. Но капитан, отдав регламентированный инструкцией приказ заблокировать часть отсеков, случайно запер там матросов, отвечающих за спуск спасательных лодок. Среди пассажиров были по большей части женщины и дети, никто не мог справиться с подъемным механизмом.

В результате паника усилилась, и в давке погибло много людей. Кое-как уцелевшим удалось скинуть лодки на воду. Но тонущий корабль дал крен, и с палубы рухнула одна из ракетных установок, утащив на дно и пару переполненных шлюпок. Тысячи людей оказались в ледяных волнах Балтийского моря. Январский холод убивал выживших всего за пару часов.

Но каким-то чудом оказавшимся неподалеку двум германским кораблям удалось поднять на борт более 600 человек. У этой истории имеется неожиданный финал: спустя 7 часов, когда спасательные команды вылавливали из воды трупы, матросы случайно наткнулись на незамеченную шлюпку. В ней находился всего один пассажир – завернутый в одеяло живой младенец.

Несмотря на то, что официально лайнер мог перевозить всего 2000 человек, в сложное военное время он был просто забит людьми. В результате расследования выяснилось, что количество погибших в ту жуткую ночь составило более 9000, 5000 из них были детьми. Это сделало катастрофу самым масштабным по количеству жертв кораблекрушением за всю историю человечества.

Титаник

Эта печальная история известна даже детям во всех концах света. Титаник был один из трех идентичных кораблей. Он представлял собой целое плавучее произведение искусства: палубы для пассажиров первого классы были отделаны дорогими породами дерева, позолотой, шелком, наполнены роскошными картинами и скульптурами.

Лайнер вышел в свой первый рейс, который стал для него единственным. Титаник был одним из самых крупных лайнеров того времени: 270 метров длиной и 28 шириной, вмешал в себя почти 2500 пассажиров и 900 членов экипажа.

Самые крупные кораблекрушения в истории

14 апреля 1912 года один из матросов команды заметил большой айсберг на пути следования судна. Он сообщил об этом на мостик, после чего первый помощник капитана принял решение взять крен влево. Спустя несколько манипуляций стало понятно, что Титаник слишком велик и просто не способен выполнить требуемый маневр так быстро. Через пару минут он врезался в льдину. На правом борту образовались несколько пробоин, общей длиной более 90 метров.

Прошло 25 минут. Посоветовавшись с инженером, капитан корабля дал команду на эвакуацию пассажиров, а также велел передавать сигнал бедствия на берег. Но люди не торопились спасаться. Дело в том, что какое-то время Титаник вовсе не походил на терпящий бедствие корабль. Толчок был едва заметен, всюду продолжал гореть свет, играла музыка, не имелось крена. Поэтому пассажиры неохотно садились в шлюпки. За целый час удалось спустить всего 180 человек, лодки пребывали полупустыми, потому что команда не была проинформирована о том, какое количество народа они вмещают.

Так же прочтите:  Самые известные случаи преследования науки и ученых

Спустя полтора часа лайнер дал сильный крен, и пассажиры начали эвакуироваться гораздо активнее. Большая часть тех, кто плыл 3 классом, оказались заперты на нижних палубах за железными решетками. Матросы не открывали их, чтобы не создавать лишней толкотни наверху. В итоге многие люди там же и утонули.

С берега на помощь Титанику двинулись 7 кораблей. Спустя какое-то время команда заметила вдалеке судно, но оно не отвечало на сигналы SOS, не реагировало на сигнальные ракеты. Позже выяснилось, что радист мирно спал, ничего не видя и не слыша, поэтому корабль прошел мимо.

Ближе к 2 часам ночи на борту началась жуткая паника – Титаник сильно наклонился в бок. Членам экипажа огромных усилий стоило держать лайнер на плаву: машинное отделение продолжало работать. Помощники капитана на верхней палубе с трудом удерживали обезумевших от ужаса людей, стараясь загружать шлюпки детьми и женщинами. Несколько лодок были спущены на воду переполненными, в результате чего перевернулись.

В 02.05 последняя спасательная шлюпка покинула корабль, после чего отсек стал наполняться водой. Нос Титаника резко опустился вниз и перепуганные до смерти люди кинулись к корме. В следующие три минуты рухнула одна из огромных паровых труб, похоронив под собой десятки пассажиров. Затем отключился свет, лайнер погрузился во тьму. А уже через минуту крен достиг критической отметки, и корабль разломился надвое. Удивительно, но, несмотря на образовавшиеся огромные водовороты, сотни людей сумели всплыть на поверхность.

Почти 50 человек каким-то чудом удалось остаться в живых на паре раскладывающихся шлюпок, которые даже не успели спустить на воду. 10 спасли две вернувшиеся к месту аварии лодки (основная часть поторопилась отплыть подальше, чтобы не быть потопленными паникующими и избежать засасывания в воронки). Более 700 человек живыми выловили из воды подоспевшие с берега корабли. Все остальные замерзли насмерть в холодном океане. В общей сложности в катастрофе Титаника погибло 1500 человек.

Мало кто знает, но известный лайнер имел еще двух братьев-близнецов: Олимпик и Британник. Первый – единственный сравнительно благополучно отслужил свое время. Британник являлся плавучим госпиталем и был подорван на мине спустя 4 года после гибели своего старшего «сородича». В той катастрофе удалось выжить около 1000 человек, утонуло примерно столько же.

Интересный факт. Одна из пассажирок – Вайолетт Джессоп в разное время находилась на всех кораблях. Пережила первую серьезную аварию Олимпика, спаслась с потонувшего Титаника, а после каким-то невероятным образом сумела выбраться с Британника, хотя находилась в шлюпке, которую засосало под винт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Interesof.Ru - интересные факты, события, происшествия, загадочные явления
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!